На главную

Тропарево

Географическое название Тропарево принадлежало большому подмосковному селу, вошедшему в пределы нашего города в 1960 году. Нынешнее Тропарево — это обширная местность между Ленинским проспектом и Боровским шоссе. Ее приметные ориентиры — Центральный дом туриста, гостиница «Салют», стоящая почти на самом слиянии Ленинского проспекта и проспекта Вернадского, красивая церковь Михаила Архангела конца XVII века, построенная в стиле «нарышкинского барокко», и станция метро «Юго-Западная». У современных московских архитекторов наименование Тропарево ассоциируется с историей возведения в конце 60-х — начале 70-х годов экспериментального жилого массива, в ходе которого, как уточняет энциклопедия «Москва», «...отрабатывались методы монтажа различных типов зданий на основе Единого каталога строительных деталей». В качестве иронического комментария к информации об этом строительном эксперименте напомню: роль дома на условной улице Строителей из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром» на самом деле сыграл дом в Тропарево на проспекте Вернадского — он расположен как раз напротив церкви Михаила Архангела.

Как тут не вспомнить ностальгические строфы одной из песен Вероники Долиной:


Мы не дети Арбата
Мы пришли на другие года.
Нас не пустят обратно.
Нас едва-то пустили сюда.

От детей Бирюлева до детей Тропарева
Голубая поземка метет.
Эти ноги здоровы.
Эти лица суровы.
Эти мысли никто не прочтет.

Меж Кузьминок недвижных,
Средь Лосинок неближних —
Растерялся и плачет простак.
Не отыщет тропинку
На родную Неглинку.
Не отыщет, бедняжка, никак!..

Поэтические метафоры Вероники Долиной понятны и объяснимы, но все же — если отойти от внешнего облика кварталов московских новостроек — не вполне корректны: история того же села Тропарева лишь отчасти менее богата и насыщенна, чем история улицы Неглинки, использованной поэтом как символ старинной Москвы в том же стихотворении-песне.

Такие известные историки прошлого, как И. Е. Забелин и С. Б. Веселовский, установили, что населенный пункт Тропарево упоминается в старинных документах, начиная с конца XV века, а название его было образовано по владельцу — как и у многих других подмосковных сел.

Родоначальником семейства Тропаревых был, по-видимому, некий Иван Тропарь, о котором есть такая запись в документе 1393 года: «Сентября в 21 день преставился Иван Михайлович, нарицаемый Тропарь, в бельцех и положен в своем монастыре на селе своем».

В одной из купчих грамот 1491 года фигурирует «Фомина земля Трепарева» — фамилию Тропаревых источники иногда приводят именно в таком написании, через е. Фома Тропарев, владелец села Тропарева, был известным в Москве сурожским гостем. О торговых людях из генуэзской колонии Сурож (Согдея) на Черном море, ныне известной как крымский поселок Судак, достаточно подробно рассказано в статье «Химки-Ховрино, Тушино, Сходня». Следует заметить, что земли к юго-западу от Москвы нередко становились вотчинами именно сурожан. Такова, например, история села Саларева в верховье реки Сетуни и его наименования.

В середине XV века оно принадлежало сурожскому гостю Даниилу Салареву. От Даниила Саларева оно было унаследовано его сыном Федором, а в середине XVI века относилось к числу владений Тимофея Саларева, по-видимому, внука Даниила. Как я уже говорил, сурожане были известны кроме своей торговой деятельности и как переводчики, а также как проводники, знатоки многих территорий и дорог, особенно южных окраин Русского государства. Из летописных источников известно, что в числе сурожан, которые сопровождали Дмитрия Донского на Куликовскую битву, были братья Саларевы — Михаил и Дементий. По существующему предположению, это были итальянцы Солари. Их прозвание, необычное на слух, русские переделали в Саларев. Итальянская фамилия Солари в какой-то мере могла бы соответствовать по своему смыслу русской фамилии Солнцев. Что же касается фамилии Тропарев, от которой был образован топоним Тропарево, то некоторые исследователи склонны видеть в ее основе нарицательное слово тропарь, обозначающее церковное песнопение в честь какого-либо праздника или святого. Слово тропарь — греческого происхождения (troparion); по какой-то причине оно могло превратиться в прозвище человека Тропарь, а затем — в фамилию Тропарев.

Вотчинники Тропаревы в XVI веке передали село в московский Новодевичий монастырь, во владении которого Тропарево пребывало два с лишним века. Как установила москвовед Н. П. Илышева-Введенская, в ту пору в Тропареве находился монастырский двор, управлявший хозяйством в селе и «тянувших» к нему деревнях, из которых к середине XIX века уцелело лишь Никулино. Сейчас этот топоним возродился в названии жилого массива Никулино, расположенного между Тропаревом и Олимпийской деревней.

Любопытное описание Тропарева дошло до наших дней благодаря сохранившейся писцовой книге 1627 года. К тому времени село было разорено в результате военных событий: «Новодевичья монастыря, что на Москве, вотчина село Тропарево, на Тропаревском враге, а в нем место церковное, что была церковь Чудо Архистратига Михаила; да в селе во дворе поп Наум Иванов, да двор монастырской, а в нем живут 3 крестьянина, да 7 дворов крестьянских, в них 12 человек, да 2 двора бобыльских, в них 2 человека».

Однако запустение в Тропареве царило недолго. Уже в 1693 году началось возведение прекрасной каменной церкви, а к началу XVIII века в селе было выстроено сорок новых крестьянских дворов. Впоследствии Тропарево привлекало москвичей не только своим живописным расположением, но и богатыми, большими монастырскими садами. Н. П. Илышева-Введенская разыскала данные старинной статистики, согласно которым в 1884 году в Тропареве было 60 дворов с населением более двухсот человек, земское училище, трактир. В советское время, перед Великой Отечественной войной, Тропарево было большим подмосковным селением: жило в нем более 800 человек.

Церковь Архангела Михаила стала одним из первых храмов, возвращенных верующим в годы «перестройки» — это произошло в 1989 году. Через год произошло маленькое чудо: помимо колоколов, специально отлитых для храма на одном из уральских заводов, церковь Архангела Михаила вновь обрела один из прежних собственных колоколов, который был сброшен с колокольни в дни закрытия церкви при советской власти. Этот колокол был подобран, спрятан и сохранен жительницей села Тропарева, благочестивой прихожанкой церкви. В возвращении колокола храму приняла самое деятельное участие труппа Театра на Юго-Западе; этот театр — одно из плодородных зерен русской культуры, достойная внимания достопримечательность современного Тропарева.

   Древний град и посад
   Внутри Бульварного кольца
   Внутри Садового кольца
   Возле Камер-Коллежского вала
   Старинные окраины Москвы
В прошлое:
  
   Имя — история — культура
   В копилку знаний
   Антология поэзии о Москве
   Топонимический словарь
   Об авторе

Марина Цветаева

ДОМИКИ СТАРОЙ МОСКВЫ
Слава прабабушек томных,
Домики старой Москвы,
Из переулочков скромных
Всё исчезаете вы,
Точно дворцы ледяные
По мановенью жезла.
Где потолки расписные,
До потолка зеркала?


Где клавесина аккорды,
Темные шторы в цветах,
Великолепные морды
На вековых воротах,
Кудри, склоненные к пяльцам,
Взгляды портретов в упор...
Странно постукивать пальцем
О деревянный забор!


Домики с знаком породы,
С видом ее сторожей,
Вас заменили уроды, –
Грузные, в шесть этажей.


Домовладельцы – их право!
И погибаете вы,
Томных прабабушек слава,
Домики старой Москвы.


1911—1912