На главную

Преображенское

Топоним Преображенское, несмотря на свою «молодость» в сравнении с названием соседнего района Черкизово, связан в истории России с гораздо более значительными событиями и фактами.

Наименование бывшего подмосковного села Преображенского ассоциируется в первую очередь с именем царя Петра I, который провел здесь значительную часть своего детства и отрочества. Первый дворец в этом месте Подмосковья выстроил в 1650-х годах отец Петра, Алексей Михайлович, любивший охотиться в здешних местах — близ Собакиной пустоши и дороги на Черкизово. Поэтому царский дворец на берегу Яузы по своему первоначальному назначению был охотничьим. Однако, по свидетельству историков и москвоведов, дворец вскоре стал любимым местопребыванием царя, особенно после того, как он женился вторично и супругой его стала Наталья Кирилловна Нарышкина: например, в год свадьбы Алексей Михайлович жил в Преображенском с конца мая до глубокой осени. Дворец называли Нагорным, поскольку стоял он «на горе» — на высоком берегу Яузы, между современными Преображенской и Электрозаводской улицами.

Искусствовед Н. М. Молева в своей интересной книге «Древняя быль новых кварталов», рассказывая о Преображенском, справедливо пишет, что после смерти Алексея Михайловича дворец в Преображенском становится и вовсе постоянным жильем Натальи Кирилловны с маленьким Петром и дочерью Натальей; немного позже именно селу Преображенскому выпало стать тем местом, где в юношеских воинских «потехах» Петра были заложены основы будущей регулярной российской армии и ее элиты — гвардии: «Слишком неблагоприятно, да и попросту опасно становилось для них всех пребывание в Кремле, где власть находилась в руках детей Алексея Михайловича от первой жены — Марии Милославской. Расположенный на правом берегу Яузы охотничий дворец занимал примерно две с половиной десятины, но к нему было приписано по обеим сторонам реки около двадцати десятин. И в 1684 году по желанию Петра на левом берегу Яузы закладывается потешный городок — регулярная крепостца, земляная с деревянными частями, Прешбург. Годом позже в Прешбурге были построены две рубленные избушки с сенями для гарнизона потешных солдат. Здесь сосредотачивается руководство новыми воинскими частями, складываются новые учреждения по руководству государством, в частности возникает позднее Преображенский приказ (из него затем в России выйдут коллегии как прообраз министерств. — М. Г.) и Тайная канцелярия при нем, ведшая борьбу с политическими врагами Петра. Около Прешбурга проводятся маневры потешных войск, и здесь же спускается на Яузу найденных в амбарах Измайлова парусный бот — знаменитый ботик Петра, «дедушка русского флота»...» Кстати говоря, страхи Натальи Кирилловны не были беспричинными — именно из Преображенского в ночь с 7 на 8 августа был вынужден бежать в Троице-Сергиеву Лавру Петр во время знаменитого Стрелецкого бунта, спровоцированного царевной Софьей.

Почитатели творчества писателя Алексея Толстого легко вспомнят, что в его романе «Петр I» Преображенское фигурирует не единожды. Именно в Преображенском, если следовать за текстом романа А. Н. Толстого, произошло знакомство юного Петра с Алексашкой Меньшиковым: Алешка Бровкин и Меньшиков «однажды, закинув удочку в тихую и светлую Яузу, что вытекала из дремучих лесов Лосиного острова, увидели... на другом берегу мальчика, сидевшего подперев подбородок», — это и был Петр, будущий российский император. «Невдалеке, — продолжает писатель, — на пригорке, из-за липовых кущ поднимались гребнистые кровли Преображенского дворца. Когда-то он весь отражался в реке, нарядный и пестрый, — теперь зарос листвой, приходил в запустение».

Впоследствии (особенно в связи со строительством Петербурга) царский дворец в Преображенском пришел в еще большее запустение и был к началу XIX века полностью разобран. Преображенское стало более известно в ту пору как «солдатская Преображенская слобода». Именно этой слободе и военной истории села Преображенского обязаны своим появлением такие московские топонимы в этом районе, как Потешная улица (официально название улицы существует с конца XIX века), улица Девятая Рота (название известно с XVIII века; улица эта расположена неподалеку от станции метро «Преображенская») и некоторые другие. Прежние имена Электрозаводской улицы и Электрозаводских переулков — Генеральная улица и Генеральные переулки — появились не в связи с петровскими генералами, как ошибочно считают некоторые краеведы, а потому, что при Петре Алексеевиче стояла здесь на рубеже XVII и XVIII веков так называемая Генеральная канцелярия.

А что же известно о мотивировке и об истории самого названия Преображенское?

Как и десятки других подмосковных сел типа Троицкого, Покровского, Архангельского, Ильинского, Рождественского, Спасского и иных, Преображенское получило свое имя по православному храму, воздвигнутому в честь праздника Преображения Господня или Спаса Преображения. Преображенская церковь в этом селе существовала еще до Петра — при Алексее Михайловиче: в архивных документах название села впервые встречается в 1661 году. Новое каменное здание храма Спаса Преображения было выстроено на деньги местных жителей в 1768 году. Престольный летний праздник Преображения Господня был введен в церковный календарь приблизительно в IV веке и связан с событием из земной жизни Иисуса Христа, описанным сразу в трех Евангелиях — от Матфея, Марка и Луки.

Слово преображение в русском языке означает «изменение образа, облика». Христос явил чудо Преображения тогда, когда Его земной путь стал подходить к концу. А Его служение людям — к Пасхе страданий. Чудом Преображения Господня Он хотел оградить своих учеников от опасности уныния. Вот как об этом рассказывает нам евангелист апостол Матфей: «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! Хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи... Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мф. 17, 1—9).

Историки христианства пишут, что до сих пор на горе Фавор — горе Преображения Господня — живет память о посещении ее Спасителем, а богословы объясняют само Преображение как открытие людям божественного света веры, пронизывающего весь мир, и как жажду просветления. Увидев свет Преображения Господня на горе Фавор и славу Христа, апостол Петр воскликнул: «Хорошо нам здесь быть!» С тех пор христианство, Церковь и вера стали постоянной радостью для человека, молящего о присносущном свете.

У праздника Преображения есть и народное название — «второй Спас» и «яблочный Спас». Вот что пишет об этом автор книги о русских православных праздниках В. С. Колесникова: «Для крестьянина он (яблочный Спас. — М. Г.) начинался с посещения церковной службы, на которую приносились для освещения плоды садов и огородов. Их до Преображения считалось грехом употреблять в пищу (кроме огурцов). Приносились в храм для освещения и колосья и семена нового урожая злаков — над ними совершалась молитва и окропление святой водой. Эти освященные колосья хранились в домах до следующего года и нового урожая. Следует добавить, что на Руси из всего множества созревающих фруктов и овощей к концу августа неизменно выделялись яблоки. Вот почему праздник Преображения часто называли еще и «Спасом яблочным», а наиболее распространенный сорт сочных и румяных кисло-сладких яблок — спасовками».

Одни из самых ярких поэтических строк, в которых упоминается праздник Преображения Господня, написаны Борисом Пастернаком. Это — стихотворение «Август» из романа «Доктор Живаго»:


...Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по старому,
Преображение Господне.

Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная как знаменье,
К себе приковывает взоры.

...Был всеми ощутим физически
Спокойный голос чей-то рядом.
То прежний голос мой провидческий
Звучал, не тронутый распадом:

«Прощай, лазурь преображенская
И золото второго Спаса.
Смягчи последней лаской женскою
Мне горечь рокового часа..».


Топонимический ландшафт Преображенского в современной Москве сохраняет имя бывшего подмосковного села и слободы в нескольких названиях улиц. Это — Преображенская улица, Преображенская площадь и Преображенская набережная; топонимы возникли в XVIII—XIX веках. В 1922 году получила новое, более краткое наименование улица Преображенский Вал, до того называвшаяся улицей Преображенский Камер-Коллежский Вал. С Преображенской солдатской слободой связаны еще два названия — 2-я улица Бухвостова (топоним появился в 1922 году) и Суворовская улица. Улица Бухвостова выходит на Преображенскую улицу неподалеку от станции метро «Преображенская площадь». До 1922 года она носила имя 2-я Петровская, в память о Петре I и его роли в истории Преображенского. Современное название улицы мемориальное; справочник «Имена московских улиц» указывает, что этот топоним был создан в память Бухвостовых: одного из первых солдат русской регулярной армии — С. Л. Бухвостова, архитекторов С. А. Бухвостова и Я. Г. Бухвостова, строивших стены и башни Новоиерусалимского монастыря на реке Истре, собор в Рязани, кельи Моисеевского монастыря в Москве. Что же касается Суворовской улицы, то она свое имя получила не в честь великого русского полководца Александра Васильевича Суворова (его память увековечена в названии Суворовской площади, бывшей площади Коммуны). По одной из версий, улица была так названа в XVIII веке потому, что в этом месте (между улицами Девятая Рота и нынешней Электрозаводской) находилась канцелярия начальника штаба Преображенского полка Ивана Григорьевича Суворова, деда полководца А. В. Суворова. Другая версия связывает образование топонима Суворовская улица с фамилией одного из домовладельцев в Преображенском.

В ходе нашего топонимического путешествия в Преображенское следует, думаю, напомнить и о том, что Преображенский полк, основанный в 1687 году, был не только одним из старейших, но и славнейших полков русской гвардии. Значительны его воинские успехи и доблесть: полк отличился в войнах со Швецией (1700—1721 гг.), Францией (1812—1814 гг.) и Турцией (1877—1878 гг.). Полк был расформирован большевиками в 1918 году.

Хорошо известно в Москве и Преображенское кладбище. Основали его в 1771 году старообрядцы-федосеевцы во время страшной эпидемии чумы. В 1866 году здесь был основан Никольский мужской единоверческий монастырь. Термин единоверческий связан с одним из течений в старообрядчестве и означает «принадлежащий сторонникам объединения старообрядчества и официальной православной церкви». После 1991 года понемногу начал возрождаться и этот старообрядческий религиозный центр в Преображенском.

   Древний град и посад
   Внутри Бульварного кольца
   Внутри Садового кольца
   Возле Камер-Коллежского вала
   Старинные окраины Москвы
В прошлое:
  
   Имя — история — культура
   В копилку знаний
   Антология поэзии о Москве
   Топонимический словарь
   Об авторе

Владимир Соколов

* * *


Какая маленькая ты у нас, Москва!
Великий город на планете.
Здесь ни при чем какие-то слова
Про те твои заслуги или эти...
Какая маленькая ты у нас, Москва!


Среди высоких белоснежных башен
Стоишь, домами старыми кренясь,
Стоишь и будешь так стоять, крепясь.
Тебе их рост младенческий не страшен.
Такая маленькая ты у нас!


Глядишь на дом – исчезнуть он готов,
Как отслужив свое тепло и действо, –
Тебя, праматерь русских городов,
Мы бережем, как девочку семейства.


Мы бережем теперь. Не берегли
Тогда, когда пленительные храмы
Во имя отчей будущей земли
Среди великой всероссийской драмы
Взлетали к небу в громе и в пыли.


Два студента сдружились в борьбе.
Слово – колокол,
искра – к пожару!
С думой Герцен уходит к себе
На заре по Тверскому бульвару.


А в постройке классической той,
Где березы прильнули к фрамугам,
Пил отеческий воздух Толстой,
Дома кончив «Хожденье по мукам».


Рядом экспроприирован был
Особняк в пышном стиле «модерна».
Горький лестниц его не любил:
«Эх, во всем декадентство манерно!»


В размышлениях руки скрестив,
Не бросая на ветер ни фразы:
«Ты в безделье, мой друг, некрасив», –
Осуждает меня Тимирязев.


Я живу у Никитских ворот
И за будничной их суматохой
Вижу явственно створы ворот
Между нашей и прошлой эпохой.


Как прекрасна должна быть страна,
И какое грядущее прочить
Можно ей, если только одна
Так богата талантами площадь!


1979